Реставрация памяти

Вообще слово «реставрация» наверное, не очень применимо к нашему нынешнему объекту приложения усилий, особенно с учетом самой техники описываемого процесса. Не так все кропотливо и тщательно, не так технологично, напоминает некий Hand Made или поделку уровня школьного кружка «Умелые руки», но общий смысл все же сходен. Мы восстанавливаем Вещь.

Речь пойдет о собственном опыте сохранения и придания более или менее приемлемого внешнего вида изображению, дорогому, прежде всего как память. Изображение это не имеет, какой бы то ни было  художественной ценности, – то всего лишь репродукция в виде старой бумажной открытки. Но менее ценной для нашей семьи эта картинка от своей простоты не становится.

Итак, по порядку:

Старая бумажная иконкаИмеем бумажную иконку, доставшуюся по наследству от бабушек-тётушек-батюшек. Место в своем первом «Красном углу», судя по всему, заняла она очень и очень давно, и точно определить эту дату (до войны, после войны, на сколько после?) уже проблематично. Но то, что произошло это не вчера, вполне очевидно, так как состояние изображения на момент первичного осмотра было просто удручающим.

За долгое время иконка (репродукция иконы Божьей матери с младенцем) сменила не один дом, подмокала, подгорала, неоднократно, в разное время, разными способами и с разным усердием «ремонтировалась» (подклеивалась, чем-то покрывалась сверху, скреплялась скрепками, кнопками и т.д.) И каждое из череды этих событий, плюс само время, неизменно оставляло на бумаге свои следы.

Спасти? Возможно ли? А нужно?

Что такого в этом покоробленном, рваном, заплесневелом кусочке картона со следами масла и подтеками воды? Что в нём ценного?

В материальном плане ничего. Но есть некая уверенность (даже опуская своё собственное отношение к религии), что подобная самая простая (даже бумажная) иконка, к которой многие годы с верой в сердце люди обращали свои молитвы, может оказаться во сто крат более святой, чем золоченая доска в окладе, на которую из века в век смотрели только как на дорогое украшение интерьера.

Понимание же того, что это святыня, реально прожила одной жизнью, да еще, быть может, не с одним поколением родных, близких людей, была свидетелем абсолютно всех их радостей и невзгод, для кого-то может сделать этот клочок бумаги поистине бесценным.

Спасаем?

Спасаем!!! Потому как, повторюсь, усилий предыдущих «реставраторов» нашей иконки было явно недостаточно. Картон просто рассыпался от любого неосторожного прикосновения.

Картонка

Нужно было полностью удалить ветхую основу, перенести изображение на доску и тщательно закрепить его.

Сухая доска, вырезанная в нужный размер, была отшлифована и тщательно загрунтована. В качестве грунта использовался простейший левкас*. Формат иконы решено было увеличить, а потому и размер доски был выбран соответствующий.

Изображение было очищено от подклеенных за годы слоев картона и бумаги, отмыто от ржавчины, плесени и наплывов грязи. А после размокания в воде с него был аккуратно снят максимально тонкий верхний печатный слой, который и был перенесен на новое основание.

Закрепление на доске

По краям изображения край в край с ним, а также в местах надрывов и прорех вместе с новыми слоями грунта были добавлены лоскуты сходной по структуре и толщине бумаги для выравнивания общей поверхности до самого края доски. Десяток последовательно наложенных слоев левкаса помогли скрыть большинство стыков и неровностей.

Слой за слоем

В конечном итоге наша открытка была словно утоплена в эти самые слои бумаги и грунта, практически став с ними одним целым.

Выравнивание и разметка

После выравнивания и шлифования всей поверхности можно было приступать собственно к восстановлению самой картинки.

Поверхность перед подкрашиванием

Интернет, к сожалению, не помог найти исходного изображения Божьей матери с младенцем, а потому некоторые детали пришлось додумывать, сравнивая имеющийся Лик с другими иконами.

Для росписи использовалась воско-масляная художественная темпера, акриловая имитация позолоты и акриловый же художественный лак.

Перед золочением

Критически отношусь к собственным художественным навыкам в письме и каллиграфии. Кроме того решение писать шрифты все той же воско-масляной темперой оказалось не удачным. Но уж что сделано…

Обновленное изображение

 

После того как изображение как следует высохло, осталось лишь его залакировать и вставить в оклад. Раму заказывали в мастерской. Заказывали составную из двух видов багета с покровным стеклом. Получилось неплохо.

Икона в раме

И в общем-целом результат для первого раза можно считать вполне удовлетворительным, даже не смотря на некоторые явные косяки.

Конечно, будь это настоящая древняя икона, то специалисты реставраторы просто повыдергивали бы горе-мастеру за подобное «творчество» руки или ещё какие части тела. А так ценность сия лишь для себя, а потому как уж смоглось, так и получилось. Читатель пусть строго не судит.

Иконка же эта, даст Бог, и нашим детям-внукам когда-нибудь станет памятью уже и о нас тоже.

*      — Левкас:
— 0,1 л воды
— 10 г сухого желатина
— примерно полрюмки просеянного мела
Желатину дать набухнуть в воде, довести на водяной бане до температуры 60 — 65°C и добавить мел. Перемешать.
По консистенции и составу левкасы отличаются крепостью (зависит от количества клея) и густотой (зависит от количества мела). Для первых слоев покрытия идет крепкий левкас, для последующих — менее крепкий, но более густой (больше мела).

 

Использованы материалы:

http://ikonka.blogspot.ru/ — Заметки иконописца

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий